ЦВЕТ И КОМПЬЮТЕР

ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ

правление цветом" - это калька английского color management. Калибровка, которой мы уделяем столько внимания на нашем сайте, по сути, является составной частью управления цветом. В целом это совокупность предпринимаемых мер, технологий и технических решений, служащих для обеспечения стандартной цветопередачи при работе с изображением на компьютере и в полиграфии. (На нашем сайте мы касаемся только вопросов управления цветом при работе с изображением на компьютере.) В технические решения, относящиеся к управлению цветом, входят:
   - ICC-профиль (это, по сути, основа всего управления цветом);
   - встраивание ICC-профилей в графичесие файлы и понимание встроенных профилей программами;
   - системы управления цветом, встроенные в ОС компьютеров (ColorSync в MacOS и ICM в Windows);
   - изменяемые CLUT видеокарт;
   - присущие как графическим редакторам, так и драйверам принтеров возможности использовать при печати ICC-профиль или произвести ручную настройку цветопередачи;
   - программы-загрузчики (loaders) ICC-профилей в Windows;
   - калибраторы и калибровочные программы;
   - функции назначения и применения ICC-профилей, конвертации изображениий с использованием ICС-профилей, присущие графическим редакторами
   - запросы при открытии и сохранении графических файлов;
   - тестовые файлы для принтеров, мишени для сканеров и цифровых камер;
   - лампы с нормированной цветовой температурой и т.д.

Системы управления цветом, присущие ОС, обеспечивают "складирование" ICC-профилей в определенной директории, доступ к ним приложений; назначение профилей монитору; Mac OS применяет их при выводе изображений на монитор, Windows позволяет их применять прораммам-загрузчикам; наконец, Windows подставляет по умолчанию профиль sRGB в те файлы, которые не имеют соответствующего тега.

К мероприятиям по у.ц. относятся:
   - использование корректных ICC-профилей монитора, принтера, собственно графического файла;
   - назначение профилей или конвертация изображений при открытии и сохранении графических файлов;
   - калибровка мониторов, принтеров, сканеров, цифровых камер;
   - наконец, ручная коррекция изображений.

Управление цветом не следует путать с регулировкой цвета вообще, его назначение - именно стандартность, правильность, предсказуемость результатов. Пользователь вполне может настроить себе монитор или принтер так, чтобы было "покрасивей", но это не будет управлением цветом.

Заметим также, что все вышеперечисленное далеко не всегда дает гарантированный результат в полиграфии, и многие полиграфисты относятся весьма скептически к попыткам автоматизации и стандартизации процесса управления цветом (для такой автоматизации и был придуман ICC-профиль). Знаменитый Дэн Маргулис, мировая знаменитость в области цветокоррекции, придумал обидное словечко "калибрационизм" и пользуется им для того, чтобы заклеймить тех, кто уповает на измерительные приборы, а не на свой глаз. Многие полиграфисты, не доверяя системе, основанной на ICC-профилях, пользуются более старыми способами: коррекцией по числам, настройкой монитора под цветопробу и т.п.

А теперь позвольте сформулировать, почему мы, при всем нашем уважении к Дэну Маргулису, все же считаем, что для фотографа и дизайнера, если они используют компьютер в своей работе, у.ц. на основе ICC-профилей являтся чрезвычайно полезной штукой. Во-первых, в настоящее время веб является средой существования изображений , и существует только один способ добиться того, чтобы посетитель сайта видел на своем мониторе более или менее то, что вы сотворили. Это - всем использовать откалиброванные мониторы. (Для полиграфиста картинка на мониторе - лишь полуфабрикат, для художника очень часто - конечный результат его труда). Во-вторых, с помощью компьютера полиграфисты подготавливают уже существующие изображения к печати, а фотограф или художник их создают 1. Знание того, как и насколько врет Ваш монитор, Вам не слишком поможет - ведь вы вынуждены работать до некоторой степени вслепую. В-третьих, полиграфисты привыкли работать на очень дорогих и, соответственно, неплохих мониторах, а бедному, но страшно талантливому художнику, как правило, не хватает денег на "Барко".



1    -  Мы подчеркиваем, что фотограф тоже создает фотографию на компьютере, а не просто обрабатывает. Исходный снимок и отпечаток/результат обработки соотносятся примерно как партитура и конкретное исполнение музыкального произведения. "Сырой" снимок, негатив - это полуфабрикат; именно обработка (в традиционном процессе - печать) привносит в него те штрихи и нюансы, которые и делают произведение законченным. Даже если эта обработка сводится "всего лишь" к кадрированию или коррекции общей тональности - в результате такой процедуры зачастую возникает новое визуальное высказывание, обладающее неким новым смыслом по сравнению с исходным изображением.  Назад к тексту

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ