ЦВЕТ: СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

CIE - Comission International de l´Eclairage - Международная комиссия по освещению, МКО - международная организация, разрабатывающая и принимающая стандарты в области светотехники, фото- и колориметрии.

CMYK    "Компьютерная" цветовая модель, ориентированная на представление изображений, предназначенных для полиграфического воспроизведения, что и определяет ее особенности. В отличие от всех остальных распространенных цветовых моделей, является не трех-, а четырехкомпонентной. В качестве базовых для модели выбраны цвета, примерно дополнительные к основным: желтый (англ. Yellow), голубой (англ. Cyan), пурпурный (англ. Magenta), и к ним добавлен черный цвет (англ. blacK, либо Key color - "ключевой цвет"). Желтый цвет является дополнительным к синему, голубой - дополнительным к красному и пурпурный - дополнительным к зеленому. Теоретически, этого достаточно для получения всех цветовых тонов, хотя мы неизбежно столкнемся с ограничениями в насыщенности цвета. Однако при нанесении красок желтого, голубого и пурпурного цветов на бумагу мы получим не черный, как ожидается по теории, а грязный цвет какого-либо оттенка. Причина этого - в несовершенстве реальных красителей. Поэтому было предложено при воспроизведении темных тонов к трем вышеназванным подмешивать четвертый - черный - цвет в определенной пропорции. Следует учитывать, что цветовой охват модели CMYK существенно меньше, чем у любой версии RGB (что вполне соответствует цветовому охвату напечатанного на бумаге изображения). Цвета в модели CMYK представлены пользователю числами от 0 до 100 (процентами), хотя число реальных уровней яркости, как и в других моделях, составляет 256 для 8-битного представления цвета и 65536 для 16-битного. Причем 0 соответсвует максимуму яркости (минимальной плотности красителя), а 100-минимуму. В модели CMYK есть много особенностей, проистекающих из ее предназначения (лимиты красок, растискивание, алгоритмы генерирования черного цвета и т.д.).

ICC    International Color Consortium - Международный консорциум по цвету. Основная задача - разработка единых стандартов описания цвета и параметров работающих с цветом устройств. Один из главных продуктов организации - стандарт на ICC-профили. В настоящее время в ICC входят практически все компании, которые так или иначе связаны с устройствами, предназначенными для работы с цветом: Barco, Canon, DuPont, Fuji, Xerox, Hewlett Packard, Intel, NEC, Sony, Pantone, Seiko Epson, X-Rite, Gretag и десятки других. Стандарт ICC не привязан к какой-либо определенной платформе. Официальный веб-сайт организации: www.color.org.

ICC-профиль    Инструмент описания параметров цветового пространства. Основа современного управления цветом в компьютерах, поддерживающих работу с графикой, а также в цифровом полиграфическом, печатающем и фотографическом оборудовании. Межплатформенный стандарт. Разработан Международным консорциумом по цвету ICC. ICC-профиль - это файл с расширением .icc или .icm, по своей структуре является набором тегов (tags) (записей), как стандартных (заложенных в стандарт ICC), так и "приватных" (private), содержащих информацию для программных и аппаратных решений конкретного производителя. С теоретической точки зрения важно, что ICC-профиль позволяет дать однозначную колориметрическую "интерпретацию" любому "компьютерному" цвету. Например, R=255 G=0 B=0 (максимально красный) для монитора, на котором пишутся эти строки - это X=0,48618 Y=0,26988 Z=0,00816 в колориметрической цветовой модели XYZ. С помощью ICC-профиля возможна и обратная процедура. С практической точки зрения ICC-профиль - это инструмент преобразования цветовых пространств. Он позволяет преобразовывать цвет:
   1) из одного аппаратно-зависимого цветового пространства в другое (пример: вывод на экран монитора отсканированного слайда; и монитор и сканер снабжены профилями);
   2) из аппаратно-зависимого цветового пространства в аппаратно-независимое (пример: мы сканируем слайд и получаем графический файл в цветовом пространстве sRGB, а не в том, которое присуще сканеру);
   3) наоборот: из аппаратно-независимого цветового пространства в аппаратно-зависимое (примеры: распечатка файла, сохраненного в sRGB, на принтере; вывод того же файла на монитор);
   4) из одного аппаратно-независимого пространства в другое (пример: преобразование графического файла из sRGB в Lab, осуществляемое в Фотошопе с целью его обработки).

В любом случае такое преобразование осуществляется на основе т.н. PCS (profile connection space - пространства сопряжения профилей), т.е. на основе соотнесения "компьютерных" цветовых значений с цветовой моделью, принятой в качестве базового стандарта. В качестве PCS выступет либо модель XYZ, либо модель L*a*b*.

Производитель как правило комплектует устройство ICC-профилем. Такой профиль намного лучше чем ничего (при отсутствии профиля Windows по умолчанию предполагает, что это sRGB). При его отсутствии можно скачать профиль из интернета (например, с сайта производителя). Недостаток профилей такого рода в том, что они представляют некий усредненный для данной модели вариант, в то время как каждый аппарат индивидуален, мало того, численные представления одних и тех же цветов одним и тем же аппаратом меняются со временем. Следует учитывать и то, что разным настройкам одного и того же монитора (скажем, по яркости и контрасту) соответсвуют разные (sic!) ICC-профили. Кроме того, ICC-профиль может быть сгенерирован специальной калибровочной программой. Программа работает в связке с аппаратным калибратором или же калибровка осуществляется визуально пользователем компьютера. Наилучшим решением является профиль, аппаратно сгенерированный при помощи калибратора. Существуют также программы, позволяющие отредактировать ICC-профиль вручную.

Получить более подробное представление об "устройстве" ICC-профиля можно с помощью бесплатной программы ICC Profile Inspector, которую можно скачать с официального сайта ICC по адресу www.color.org/profileispector.html.

L*a*b*    Цветовая модель, была предложена CIE в качестве модели равноконтрастного цветового пространства, то есть такого цветового пространства, в котором пороги цветоразличения человеческого глаза для разных цветовых областей были бы приблизительно равны в численном выражении. Координата L (luminance) выражает светлоту цвета (то есть субъективный коррелят яркости, или некое число, пропорциональное величине светового ощущения типичного наблюдателя, прошедшего световую адаптацию), а координаты a* и b* - его цветность. Величина L является безразмерной и лежит в диапазоне от 0 до 100. Не существует однозначной связи величины L с физической яркостью. Это связано с тем, что световая адаптация наблюдателя определяется самым ярким участком наблюдаемой сцены (если угловой размер этого участка не слишком мал). Кроме того, после прохождения цветовой адаптации наблюдатель будет воспринимать как белый (L=100 a=0 b=0) цвет в достаточно широком диапазоне цветовых температур. Поэтому, в отличие от цветовых моделей RGB и XYZ, модель L*a*b* "доопределяется" до конкретного физического цвета через указание цветовой температуры источника света. См. также Lab.

Функциональная зависимость величины L от I выражается

Lab    "Компьютерная" реализация системы L*a*b*. Осью L (Luminance) задается светлота/яркость 1 цвета. Пользователю эта величина представляется числами от 0 до 100 (т.е. процентами). Реально канал квантован, как и в других "компьютерных" моделях, на 256 (при 8-битном) или 65536 (при 16-битном представлении цвета). Оси а и b задают цветность данного цвета, но нужно принять во внимание, что одни и те же значения a и b при разных значениях L не дают одинаковой цветности. (Это связано в том числе и с тем, что яркость излучений трех основных цветов в модели RGB существенно различна). Числа, выражающие a и b, могут принимать как положительные, так и отрицательные значения в пределах от 0 до ±120. Модель не требует icc-профиля, поскольку сама является PСS. То есть для Lab не существует различия различие между цветовым пространством и цветовой моделью в "компьютерном" значении термина; если RGB бывают разные, то Lab всегда одна и та же. Именно это сделало бы Lab оптимальным стандартом для передачи графических файлов между пользователями и размещения изображений в интернете (о чем говорит Дэн Маргулис в своей книге "Эффективная работа в Photoshop"), однако в этом качестве исторически победила RGB. Модель хорошо знакома пользователям Photoshop. Считается, что неоднократное преобразование графического файла из RGB в Lab и обратно не приводит к ухудшению качества изображения (однако нужно понимать, что в данном случае неоднократность, как в известном анекдоте, равна 3-4, максимум 5, но уж никак не 15). Иногда при таком преобразовании немного изменяется тональность видимой на экране картинки (особенно в тенях). О практических возможностях модели Lab при цветокоррекции рассказывается в вышеупомянутой книге Маргулиса, которую мы всем настоятельно рекомендуем прочитать.

RGB    Цветовая модель, которую не без оснований можно считать основной. В качестве основных стимулов приняты три монохроматических излучения красного, зеленого и синего цветов с длинами волн, соответственно, 700, 546,1 и 435,8 нанометров. Принята CIE в 1931 г.

RGB, компьютерная реализация    "Компьютерная" цветовая модель, разработанная на основе RGB. Основные цвета этой модели, разумеется, синий, зеленый и красный. Шкала интенсивности стимулов дискретна. При 8-битном представлении цвета получается 256 уровней яркости (от 0 до 255) для каждого из трех стимулов, при 16-битном - 65536.

Здесь необходимо провести различие между стандартными "компьютерными" реализациями RGB, такими как, например, sRGB, Adobe RGB, ColorMatch RGB, Apple RGB (то есть цветовыми пространствами), с одной стороны, и, если можно так выразиться, "просто RGB", с которой мы имеем дело, если совершенно не используем управление цветом. "Просто RGB", которую можно также назвать неопределенной RGB - это, с точки зрения колориметрии, своего рода "недо-модель". В качестве основных стимулов приняты излучения синего, зеленого и красного цветов, но что это за излучения и каковы точные значения их цветности - не нормируется. Формула красного цвета - R=255 G=0 B=0, но, если мы выведем картинку с таким цветом на пять разных мониторов, мы получим пять разных оттенков красного цвета.

sRGB    Стандартное цветовое пространство, принятое в Windows в качестве цветового пространства "по умолчанию". Это означает, что любые графические файлы, не имеющие ICC-профиля, обрабатываются так же, как файлы с профилем sRGB. Это также означает, что все приложения, работающие с графикой и при этом не имеющие встроенной системы управления цветом, отображают все графические файлы, как если бы они были сохранены в цветовом пространстве sRGB (заметим в качестве примечания, что единственная на сегодняшний день просмотровая программа (viewer), понимающая ICC-профили - это ACDSee версии 7, и все остальные "вьюеры" будут корректно отображать только файлы, сохраненные в sRGB, прочие же файлы будут демонстрироваться с заметными цветовыми искажениями).

Цветовое пространство sRGB было предложено Microsoft в качестве стандарта обмена изображениями (до некоторой степени как упрощенная "любительская" альтернатива системе управления цветом, основанной на ICC-профилях). Параметры sRGB (в первую очередь, значения цветности его основных цветов и, как следствие, цветовой охват) были подобраны таким образом, что они близки к параметрам наиболее типичных мониторов (прежде всего, CRT, хотя и LCD-мониторы имеют сходные характеристики). Таким образом, как предполагалось, изображения, сохраненные в sRGB, будут отображаются с приемлемыми искажениями даже при отсутствии управления цветом (здесь надо учитывать, что на цветовые искажения при отображении картинки влияют не только цветности основных цветов, но и конкретные кривые функции квантования яркости каждого цветового канала монитора, чей реальный вид может сильно отличаться от номинальной степенной функции с показателем степени 2,2, поэтому говорить о незначительности цветовых искажений при пользовании некалиброванным монитором было бы опрометчиво).

То, что (теоретически) параметры sRGB подогнаны под типичный монитор, может быть отнесено к преимуществам этого цветового пространства. К недостаткам же можно отнести вытекающий из этого незначительный цветовой охват (что приводит к невозможности адекватного воспроизведения цветов максимальной насыщенности, особенно зеленого и голубого).

Цветовое пространство sRGB стало стандартом хранения визуальной информации в цифровом виде. Подавляющее большинство изображений в интернете сохранены именно в нем. Все цифровые камеры записывают файлы в sRGB (немногочисленные профессиональные модели предоставляют фотографу выбор между sRGB и вторым цветовым пространством - это почти всегда Adobe RGB, но sRGB все равно является умолчательной установкой). Все сканеры также предлагают sRGB как основной или единственный вариант для сохранения сканов. В результате любого сканирования слайдов/негативов на заказ Вы получите файл в sRGB, если предварительно не договорились о чем-то другом. По авторитетному мнению Дэна Маргулиса, варианты, когда цветового охвата sRGB недостаточно, на практике встречаются не так уж часто, и sRGB в большинстве случаев является приемлемым выбором даже для профессиональной полиграфии.

Приходилось встречать мнения, что sRGB - это "плохое" цветовое пространство, что ему присущи некие "искажения", и даже встретилось такое высказывание: "когда картинка сохранена в sRGB, там уже нечего портить" (sic!). Спешим заверить, что мнения такого рода опрометчивы и некомпетентны. Искажения присущи конкретным устройствам или алгоритмам преобразования, а не такой математической абстракции, как цветовое пространство. Действительно, при наличии в изображении цветов, выходящих за его цветовой охват (имеющих высокую насыщенность), изображение при преобразовании в данное цветовое пространство будет изменено по тому или иному алгоритму (подробнее см. "характер преобразования цветовых пространств"); если же изображение не содержит очень насыщенных цветовых деталей, то беспокоиться вообще не о чем.

Сравнение цветовых охватов sRGB и Adobe RGB в координатах XY
Сравнение цветовых охватов sRGB и Adobe RGB в координатах XY

XYZ    Цветовая модель, наиболее часто используемая в колориметрии. Создана на основе модели RGB, однако отличается целым рядом преимуществ. В качестве основных в модели XYZ выбраны нереальные цвета, более чистые, чем спектральные (нереальный цвет - математическая абстракция, не соответствующая никакому существующему цвету). Благодаря этому модель имет огромный цветовой охват. Одна из PCS (см. ICC-профиль). Впрочем, пользователю компьютера с этой моделью практически не приходится иметь дела.

Аппаратно-зависимое цветовое пространство

Дополнительный цвет     Цвет, который в смешении с данным дает ахроматический.

"Гамма"    Мера нелинейности "функции передачи", т.е. зависимости между дискретным кодом яркости в графическом файле (в коде программы) и самой яркостью как физической величиной. Эта зависимость носит степенной характер, а "гамма" является показателем степени. Исторически связана с конструктивными особенностями кинескопов телевизоров и ЭЛТ-мониторов. Стандартное (принятое по умолчанию) значение "гаммы" в Windows равно 2,2, в Mac OS 1,8. Каждое "компьютерное" цветовое пространство фиксирует определенное значение "гаммы". В sRGB, Adobe RGB это 2,2 (что близко к "естественному" значению нелинейности большинства мониторов. В Apple RGB, ColorMatch RGB - 1,8. Если файл был сохранен, допустим, в Apple RGB, а затем открыт в sRGB "как есть", т.е. без конверсии в рабочее цветовое пространство и без присваивания ему правильного профиля, он будет выглядеть темнее, чем должен. Если наоборот - он будет выглядеть светлее. Здесь этот вопрос освещается подробнее.

Калибратор цветовой    Прибор, с помощь которого осуществляеся калибровка устройств вывода изображения (говоря проще, мониторов и печатающих устройств). По назначению делятся на предназначенные для калибровки монитора (не содержат источника света) и предназначенные для калибровки принтеров (отпечаток - несамосветящийся объект, и потому такой прибор содержит встроенный нормированный источник света), а тж. универсальные. По принципу действия подразделяются на колориметры и спектрофотометры. Калибратор подключается к компьютеру и работет в связке со специальным программным обеспечением.

Калибровка цветовая устройств ввода-вывода изображения, цветокалибровка        процесс 1) нормирования некоторых параметров устройства (приведения этих параметров к заданным значениям), 2) получения ICC-профиля этого устройства и 3) его назначения этому устройству. В результате мы получаем калиброванное устройство, обеспечивающее стандартную цветопередачу. С теоретической точки зрения калибровка соотносит численное представление каждого цвета, реализованного в данном устройстве, с численным значением этого цвета в колориметрическом цветовом пространстве. Для калибровки устройств ввода (сканеры, цифровые камеры) применяется специальная мишень, содержащая цветовые поля с известными значениями цветов. Специальное ПО соотносит эти значения с числами, которые получаются на выходе устройства, и на основе сравнения генерирует ICC-профиль данного устройства. Калибровка устройств вывода (мониторы, принтеры) осуществляется по принципу обратной связи и требует наличия калибратора. Специальная программа выводит на экран монитора цветовые поля, значения которых измеряются калибратором. Калибратор, связанный с компьютером кабелем, передает эти значения программе, которая на основе сравнения исходных и полученных данных генерирует ICC-профиль. В случае калибровки принтера производится распечатка тестового файла, содержащего цветовые поля с известными численными значениями. Отпечаток измеряется калибратором, измеренные значения передаются программе, которая на основе сравнения исходных значений с полученными генериует ICC-профиль.

Колориметр colorimeter Прибор для измерения цвета; в отличие от спектрофотометра, основан на измерении интенсивности излучения за тремя светофильтрами, кривые пропускания которых соответствуют кривым спектральной чувствительности человеческого глаза (точнее, "стандартного наблюдателя")

Колориметрия    Теория и практика измерения и численного выражения физического цвета; наука о цвете как физической величине.

Международная комиссия по освещению (МКО)     см. CIE.

Модель цвета modelofcolor

Окраска    Цвет поверхности, вне зависимости от характера ее освещения; разновидность физического цвета; с точки зрения физики о. поверхности определяется спектром ее отражения; роль яркости в характеристике о. играет отражательная способность поверхности. О. - свойство самой поверхности и никак не зависит от того, каким светом она освещена и освещена ли вообще. Надо отметить, что видимый цвет поверхности определяется как ее свойствами, так и характеристиками освещающего ее излучения (что прекрасно всем известно и обретает практическую значимость хотя бы при выборе одежды в магазине). Например, осветив синий объект насыщенно-красным светом, мы увидим его почти черным и можем перепутать с действительно черным предметом. Понятие о., однако, не является чисто научной абстракцией, поскольку является основой для стандартизации цветовых характеристик выпускаемых красителей, тканей и др. самых разнообразных материалов.

Основной стимул.    Излучение, которое лежит в основе данной цветовой модели, а цвет которого является в ней основным. Почти всегда относят к о.с. модели RGB (см.).

Основные цвета    Цвета основных стимулов в данной цветовой модели. Смешением о.ц. получают все цвета в пределах цветового охвата модели. Почти всегда под о.ц. понимаются либо о.ц. модели RGB: синий, зеленый и красный, которые являются цветами монохроматических излучений с длинами волн, соответственно, 435,8, 546,1 и 700 нанометров, либо просто синий, зеленый и красный цвета.

Передача цвета transcolor

Представление цвета

Психофизика psyphy

Разрядность цвета

Система цветовых координат    Важнейшая составная часть понятия цветовой модели. Система координат, с помощью которой осуществляется переход от физического цвета к его численному представлению и обратно.

Смешение цветов    Процедура получения какого-либо нового цвета на основе данных. Различают аддитивное смешение цветов, которое осуществляется суммированием световых излучений, и субтрактивное смешение цветов, при котором исходное излучение фильтруется несколькими светофильтрами.

Аддитивное смешение цветов Субтрактивное смешение цветов
Аддитивное смешение цветов
Субтрактивное смешение цветов

Аддитивное смешение цветов используется при получении изображения на экране телевизора или компьютерного монитора (неважно, ЭЛТ- или жидкокристаллического), а субтрактивное лежит в основе получения изображений на слайдах, кинопленках, фотоотпечатках, в полиграфической продукции.

Спектрофотометр spectrophotometerПрибор для измерения физического цвета; в отличие от колориметра, основан на разложении измеряемого излучения в спектр. Измеряет распределение энергии в спектре исследуемого излучения, затем алгоритмически вычисляет

Управление цветом (англ. color management)    Совокупность предпринимаемых мер, технологий и технических решений, служащих для обеспечения стандартной цветопередачи при работе с изображением на компьютере и в полиграфии. (Здесь мы касаемся только вопросов у.ц. при работе с изображением на компьютере.) В технические решения, относящиеся к у.ц., входят:
   - ICC-профиль (это, по сути, основа всего у.ц.);
   - встраивание ICC-профилей в графичесие файлы и понимание встроенных профилей программами;
   - системы управления цветом, встроенные в ОС компьютеров (ColorSync в MacOS и ICM в Windows);
   - изменяемые CLUT видеокарт;
   - присущие как графическим редакторам, так и драйверам принтеров возможности использовать при печати ICC-профиль или произвести ручную настройку цветопередачи;
   - программы-загрузчики (loaders) ICC-профилей в Windows;
   - калибраторы и калибровочные программы;
   - функции назначения и применения ICC-профилей, конвертации изображениий с использованием ICС-профилей, присущие графическим редакторами
   - запросы при открытии и сохранении графических файлов;
   - тестовые файлы для принтеров, мишени для сканеров и цифровых камер;
   - лампы с нормированной цветовой температурой и т.д.

Системы управления цветом, присущие ОС, обеспечивают "складирование" ICC-профилей в определенной директории, доступ к ним приложений; назначение профилей монитору; Mac OS применяет их при выводе изображений на монитор, Windows позволяет их применять прораммам-загрузчикам; наконец, Windows подставляет по умолчанию профиль sRGB в те файлы, которые не имеют соответствующего тега.

К мероприятиям по у.ц. относятся:
   - использование корректных ICC-профилей монитора, принтера, собственно графического файла;
   - назначение профилей или конвертация изображений при открытии и сохранении графических файлов;
   - калибровка мониторов, принтеров, сканеров, цифровых камер;
   - наконец, ручная коррекция изображений.

Управление цветом не следует путать с регулировкой цвета вообще, назначение у.ц. - именно стандартность, правильность, предсказуемость результатов. Пользователь вполне может настроить себе монитор или принтер так, чтобы было "покрасивей", но это не будет у.ц. См также здесь.

Цвет воспринимаемый

Цвет как физическая величина    См. Цвет физический.

Цвет физический

Цвет (в колориметрии) colorcm

Цветность colority

Цветовая калибровка    См. калибровка.

Цветовая модель.    Поскольку давно принято в качестве факта, что цвет трехмерен, естественным образом возникает идея изобразить эти три измерения в виде трех координат в воображаемом трехмерном пространстве. Как правило, это или декартовы (прямоугольные) координаты, или полярные. Три координатные оси соответствуют трем параметрам, описывающим цвет. Однако, выбор тройки этих параметров может быть различным (главным образом этот выбор и определяет различие между цветовыми моделями). Совокупность всех возможных цветов будет изображена в этом пространстве неким трехмерным телом. Оно называется цветовым телом. Построив такую систему координат, мы получаем возможность изобразить любой цвет точкой в этом трехмерном пространстве (каждому реальному цвету соответствует одна точка цветового тела). Поскольку у нас есть координатные оси, мы можем выразить любой цвет тройкой его цветовых координат, т.е. перейти от физического цвета к его числовому выражению. Итак, цветовая модель - это некое воображаемое построение, которое 1) описывает цвет как некую структуру, наделенную внутренними взаимосвязями; позволяет 2) выражать физический цвет числами и 3) осуществлять обратный переход от численного представения цвета к самому цвету. Второй и третий пункты естественным образом вытекают из первого. Поэтому не следует сводить понятие цветовой модели к понятию системы цветовых координат. Без соответствующей теоретической базы числа и формулы не имели бы никакого смысла.
        Наиболее употребимые в колориметрии цветовые модели: RGB (эту модель можно считать основной), XYZ (основана на RGB, отличается тем, что в ее основу положены нереальные цвета; это позволяет расширить цветовой охват модели и выражать все реальные цвета положительными координатами; наиболее часто используется в колориметрии).

Цветовая система    То же самое, что цветовая модель

Цветовая температура    Численная характеристика белого света. Равна температуре абсолютно черного тела, при которой его излучение имело бы такую же цветность, как данное излучение. Измеряется в кельвинах (K). Типичные величины цветовой температуры: дневной свет - 5500 K, лампы накаливания - 2800 K. Пользователь компьютера сталкивается с понятием цветовой температуры при настройке монитора, в меню которого обычно есть такая опция. Наиболее типичное значение ц.т. при настройке монитора - 6500 К.

Цветовое пространство colorspace

Цветовое тело colorbody

Цветовой охват

Цветокалибровка    См. калибровка.

Цветопередача    Для "устройства" (в широком смысле), осуществляющего преобразование "изображение - электронный сигнал", "изображение - цифровой код" или обратное, а также для "устройства", создающего одно изображение на основе другого (фотопленка) ц. - это соответствие между цветом на входе и цветом на выходе. Разумется, сопоставить сам цвет с его кодом или численными значениями представляющего цвет сигнала возможно только для физического цвета. Поэтому такова физическая сторона явления ц.. Ц. теоретически может быть идеальной. На практике всегда наблюдается некое несоответствие между входом и выходом, то есть искажения. Чем выше искажения, тем хуже ц.. Однако, поскольку изображения, в конце концов (за редкими специальными случаями), предназначаются для непосредственного восприятия, а не для измерений, не менее важную роль играет "субъективная" сторона явления. Можно сказать, что ц. - это особенности воспроизведения цвета, присущие данному фотоматериалу (пленке, бумаге), видеокамере, цифровой фотокамере. Также ц. в этом смысле можно приписать сканеру, монитору, сочетанию принтера и бумаги или какому-либо еще устройству. Некая особенная "манера" передавать цвет, иногда создающая "атмосферу" изображения. Например, фотографы знают, что каждой пленке присуща своя ц., и подбирают ее для своих целей. Здесь следует отметить, что обладание индивидуальной ц. для, так сказать, первичного устройства (системы пленка-камера или цифровой камеры) - вполне нормальное явление. Поэтому цифровые камеры редко калибруют. Фотографируя объект, мы не копируем его, и говорить о калибровке цифровой камеры имеет смысл только 1)если мы применяем ее как инструмент точной фиксации внешнего вида образцов чего-либо (скажем, образцов ткани или зубной эмали) и 2)если мы проводим съемку при нормированном освещении. Не будем забывать о том, что не существует однозначного соответствия между физическим и воспринимаемым цветом! Фотоснимок и сама реальность "всегда" воспринимаются в разных условиях, что не может не влиять на ц.. (Свой вклад в проблему вносит также явление метамерности цветов.) Однако задача сканера - отсканировать изображение с максимальной точностью. Также как задача монитора и принтера - с максмальной точностью его воспроизвести. Поэтому никакая "манера" ц. здесь неуместна, ц. должна быть максмально точной и "никакой".



1    -  имеется в виду, что числовые значения по оси L прямо пропорциональны интенсивности светового ощущения наблюдателя, прошедшего световую адаптацию к наблюдаемой сцене; разумеется, число L характеризует также и яркость участка экрана, но эта зависимость нелинейна (см.L*a*b).  Назад к тексту

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ